О реализации гражданами прав на возмещение расходов, связанных с некачественным оказанием услуг в период летней оздоровительной

В преддверии летней оздоровительной кампании территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в Цивильском районе информирует о правах потребителя услуг отдыха и оздоровления.

Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Организация летнего отдыха детей – одна из интереснейших и важнейших форм работы с детьми в летний период. До наступления лета родители начинают планировать отдых своих детей, и  чаще всего в летних оздоровительных учреждениях.

Летнее оздоровительное учреждение (далее - лагерь) оказывает ребенку комплекс услуг (размещение, проживание, питание, организация досуга, занятия физкультурой и спортом и т.п.), включенных в стоимость путевки. И при выборе детского лагеря для ребенка необходимо получить максимальное количество информации о лагере и предоставляемых им услугах, которая в обязательном порядке должна быть доведена до заказчика услуг в соответствии с требованиями законодательства (ст.8, 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» услуга в сфере детского отдыха должна быть безопасной для жизни и здоровья детей при обычных условиях её использования и соответствовать санитарным нормам и правилам, а  исполнитель  должен нести ответственность за безопасность ребенка в течение всего срока отдыха.

Вред, причиненный жизни, здоровью ребенка или его имуществу вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению в полном объеме (статья 14 Закона). При этом вред подлежит возмещению независимо от их вины (ст.1095 Гражданского кодекса РФ) и независимо от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

В случае некачественно оказанных услуг в соответствии со статьей 29 Закона потребитель вправе по своему выбору обратиться к исполнителю с одним из следующих требований: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

Претензию (заявление) с указанием конкретных требований целесообразно оформить письменно в 2-х экземплярах.

Чтобы зафиксировать дату и факт обращения потребителя к исполнителю услуг (работ), целесообразно первый экземпляр претензии (заявления) вручить руководителю или другому должностному лицу исполнителя, на втором экземпляре отметить дату вручения с подписью лица (с указанием фамилии, имени, отчества, должности), принявшего претензию. Второй экземпляр с отметкой о вручении хранится у потребителя.

В случае если исполнитель отказывается принять претензию, ее можно отправить в адрес исполнителя по почте заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении будет впоследствии служить доказательством получения адресатом требований потребителя.

По общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе.

Однако, ст. 29 Закона установлено, что исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. Иными словами, в случае, если вред потребителю причинен в результате нарушения требований, в том числе безопасности, при оказании услуг отдыха, на которые не устанавливается гарантийный срок, при предъявлении претензий потребителю целесообразно иметь доказательства причин возникновения вреда, например, заключение врача, акт проверки контролирующего органа и т.п.

При отказе в удовлетворении требований в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением, дополнительно предъявив требование о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона).

При удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом, которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование (п. 6 ст. 13 Закона).

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ст. 17 Закона).

На основании ст. 40 Закона территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе может быть привлечен судом, в том числе по инициативе истца, к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя.

С вопросами по данному материалу можете  обращаться по телефону 8(83545)-21-3-30.